В кризисных условиях инвесторы вернутся из ИТ-стартапов в производственный бизнес. Здесь уже появляются ниши на месте оставивших Россию компаний. Однако строить сейчас производственный бизнес с нуля - долго и дорого. Нужно смотреть на уже существующие бизнесы и грамотно планировать то, как их можно усилить и переориентировать.
Два примера:
Коркунов начал заниматься кондитерскими изделиями ещё в 1993 году, но ограничивался простой перепродажей конфет из-за границы. Строить своё производство он начал в 1997 году, а запустил в 1999 — как раз после кризиса. Тогда Коркунов решил выйти в премиальный сегмент, заместив ушедший за время кризиса премиальный импорт.
Глория Джинс первыми в стране начали производить джинсы на законных основаниях ещё в 1988 году. Но взлёт их пришёлся так же на кризисное время – на 1998–1999 год. В 1999 году им принадлежало 90% национального рынка детской одежды страны, 70% всей детской одежды и 20% всего производственного рынка одежды в России.
В кризисное время нужно избегать нишевых товаров, ориентированных на узкую часть населения. Нужно выбирать или массовый и дешёвый, или премиальный сегмент, который как ни странно не теряет востребованности в непростые периоды.